Сегодня Федеральная налоговая служба предоставляет разные электронные услуги налогоплательщикам. Как показывает практика все больше и больше налогоплательщиков общаются с налоговыми органами удаленно, получая оперативно, и что немаловажно – бесплатно, необходимую информацию. На сайте ФНС www.nalog.ru работает уже более шестидесяти электронных сервисов. Одни из них носят исключительно информационный характер, другие позволяют взаимодействовать с налоговыми органами, не выходя из дома, третьи – помогают заплатить налоги и, как говорится, спать спокойно. К числу наиболее востребованных электронных сервисов ФНС России относятся: «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», «Онлайн запись на прием в налоговый орган», «Обратиться в ФНС России», «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП» и другие.
Для удобства интерактивные сервисы ФНС, схожие по своему назначению, объеденены в отдельные группы: здесь мы видим такую группу как Личные кабинеты, Регистрация бизнеса, Налоговые калькуляторы, Справочная информация, Риски бизнеса, Уплата налогов и пошлин, сведения из Реестров, Обратная связь/помощь и тд.
Например, в группе «Регистрация бизнеса» находятся такие сервисы как «Выбор типового устава». Этот сервис позволяет организации подобрать наиболее подходящий устав, а сервис «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» позволяет подготовить и направить заявления на государственную регистрацию, внесение изменений, прекращение деятельности ИП или организации.
В группе «Сведения из Реестров» находится новый и уже очень популярный сервис «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки», который содержит сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, и самозанятых физических лицах, которым оказана поддержка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской федерации и другими организациями. В этом блоке находятся так же Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Реестр дисквалифицированных лиц, Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности. Здесь можно получить бесплатно сведения из Единого реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Группы сервисов «Обратная связь/помощь» позволяют налогоплательщикам обратиться в ФНС России с вопросом по жизненной ситуации в электронном виде и получить необходимую информацию в ответ. Воспользовавшись сервисом «Онлайн запись на прием в инспекцию», можно записаться на личный прием в территориальную налоговую инспекцию на конкретную дату и время.
ФНС России Чат-бот «Таксик» поможет быстро найти ответ на многие часто-задаваемые налогоплательщиками-физическими лицами вопросы – в частности о транспортном налоге, НДФЛ, налоге на землю и имущество физических лиц, а так же об электронных сервисах и руководстве ФНС. Сегодня с помощью чат-бота можно записаться на прием в налоговую инспекцию. В перспективе, когда база знаний будет расширена, чат-бот сможет консультировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Использование онлайн-сервисов позволяет гражданам, не приходя в налоговый орган, решать интересующие вопросы. Их востребованность со стороны налогоплательщиков постоянно растет.
Но наиболее востребованные и полезные с практической точки зрения электронные сервисы Федеральной налоговой службы – это, безусловно, Личные кабинеты налогоплательщиков. Свои сервисы разработаны отдельно для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
В настоящее время к Электронному сервису Личный кабинет налогоплательщика – физического лица подключено около 38 тыс. жителей Ейского района, более 1600 физических лиц подали в 2020 году декларации по налогу на доходы и около 1800 физических лиц написали обращения в нашу инспекцию через свой Личный кабинет.
В настоящее время этот сервис позволяет налогоплательщику дистанционно осуществлять широкий спектр действий без личного визита в инспекцию: получать актуальную информацию об объектах имущества и транспортных средствах, контролировать состояние расчетов с бюджетом, осуществлять юридически значимый документооборот с налоговым органом, в том числе подавать декларацию о доходах 3-НДФЛ и такие документы, как заявление на зачет или возврат переплаты, заявление на предоставление налоговой льготы или заявление о счетах в иностранных банках, запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности об уплате налогов, акт сверки и другие документы. Функционал ЛК ФЛ постоянно обновляется и расширяется. Документы, требующие подписания электронной подписью, налогоплательщик подписывает своей усиленной неквалифицированной электронной подписью, которую можно получить бесплатно в ЛК ФЛ, без дополнительных визитов в налоговую инспекцию или удостоверяющий центр.
Доступ к Личному кабинету физического лица осуществляется одним из трех способов:
с помощью логина и пароля, указанных в регистрационной карте, которую можно получить в любом территориальном налоговом органе при предъявлении паспорта. Получение доступа к сервису для лиц, не достигших 14 лет, осуществляется законными представителями (родителями, опекунами) при условии предъявления свидетельства о рождении ребенка и документа, удостоверяющего личность представителя;
с помощью квалифицированной электронной подписи;
с помощью учетной записи портала государственных и муниципальных услуг.
Если логин и пароль были получены ранее, но утрачены, следует обратиться в любой налоговый орган России с документом, удостоверяющим личность.
Если налогоплательщик при регистрации в ЛК ФЛ выбрал вариант восстановления пароля с помощью адреса электронной почты и в разделе «Профиль» указал свой телефон, подтвержденный адрес электронной почты и кодовое слово, то восстановить пароль можно без посещения инспекции.
К новым функциональным возможностям Личного кабинета сегодня можно отнести:
Возможность «Семейного доступа», позволяющий в ЛК ФЛ законного представителя отразить платежные документы, налоговые уведомления, административные штрафы и информацию по ним, лицам, чьим представителем он является. Этот функционал сейчас активно прорабатывается и внедряется.
Реализацию жизненной ситуации «Уведомление о КИК» (контролируемых иностранных компаниях).
Реализацию жизненной ситуации о гибели или уничтожении объекта капитального строительства.
Прорабатывается новый раздел «декларации», с новым дизайном и внедрением функционала по мониторингу подробных статусов камеральных налоговых проверок.
В «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц» в течение 15 минут можно получить Свидетельство о постановке на учет с присвоенным ИНН. Чтобы скачать ИНН достаточно обратиться в раздел «Жизненные ситуации» и направить заявление о постановке физического лица на учет в налоговом органе. После чего в разделе «Профиль» появится возможность скачать ИНН неограниченное количество раз.
С помощью Личного кабинета теперь можно легко и быстро уплачивать налоги и задолженность: в разделе «Платежная информация», который находится в «Профиле пользователя», для удобства последующей оплаты доступен функционал сохранения реквизитов банковской карты. А в случае использования налогоплательщиком смартфона осуществляется автоматический переход в приложение «Сбербанк Онлайн».
Следует отметить, что в разделе «Мои налоги» появилась вкладка «Невыясненные платежи», которая позволяет пользователю отследить платеж, отправленный в адрес ФНС России, и скорректировать его реквизиты, если они были указаны неверно. Сформировать и отправить обращение об уточнении реквизитов платежа налогоплательщик может через журнал невыясненных платежей, нажав на кнопку «Уточнить реквизиты».
На главной странице Личного кабинета предусмотрена функция “Пополнить авансовый кошелек”. Благодаря этому функционалу имеется возможность перечислять авансом произвольную сумму денежных средств, которая в дальнейшем будет зачтена в счет уплаты имущественных налогов. Зачет платежа налоговые органы будут проводить самостоятельно при наступлении срока уплаты имущественных налогов.
В сервисе реализован новый раздел – «Участие в организациях». Здесь можно узнать в каких организациях пользователь является генеральным директором или учредителем.
У пользователей сервиса во вкладке «Профиль» добавился новый раздел «Сведения о банковских счетах», отражающий сведения об имеющихся счетах в банках.
Добавлена новая жизненная ситуация: теперь пользователь может подать уведомление об участии в иностранной организации.
К визуальным нововведениям при использовании Личного кабинета налогоплательщика – физического лица относится демонстрация сведений о доходах. Во вкладке «Доходы» теперь сконцентрирована вся информация о доходах налогоплательщика. В нем отображаются доходы физических лиц из разных источников: из справок по форме 2-НДФЛ, полученных от работодателя или иного налогового агента; из приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций; из расчетов по страховым взносам, предоставленных работодателем.
Существенно упростился функционал, позволяющий заполнить декларацию по налогу на доходы физических лиц. Благодаря внедрению коротких сценариев, пользователь, пройдя краткий опрос (в три клика), может направить декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговый орган для получения вычетов по НДФЛ, например, при продаже имущества, покупке жилья, а также при оплате за обучение или лечение.
В перспективе ожидается расширение количества коротких сценариев при заполнении декларации по форме 3-НДФЛ, а так же будет добавлен функционал моментальной оплаты при направлении декларации по форме 3-
О функциональных возможностях Личных кабинетов, а так же о других доступных сервисах ФНС России можно узнать на официальном сайте налоговой службы www.nalog.ru .